Все виды инженерных изысканий
Шок-трансмиттеры устанавливают между опорами и пролетами моста. Такое гидравлическое устройство обеспечивает жесткое соединение конструкций при кратковременных воздействиях, вызванных сейсмической или другой динамической нагрузкой.
«Это, как ремни безопасности в автомобиле. Они позволяют пролетам моста «дышать», то есть беспрепятственно смещаться при незаметных перемещениях, вызванных температурными условиями. А во время землетрясения шок-трансмиттеры срабатывают и распределяют сейсмическую нагрузку равномерно по опорам», - пояснил технический директор «Института Гипростроймост – Санкт-Петербург» Игорь Колюшев.
В современном мостостроении подобная технология антисейсмической защиты широко распространена. Например, в России шок-трансмиттеры установлены на вантовом мосту через бухту Золотой Рог во Владивостоке, на мостах в Сочи, построенных к Олимпиаде 2014 года.
На Крымском мосту применяются шок-трансмиттеры, воспринимающие нагрузки в 850 и 1500 кН (расчетное усилие в 85 и 150 тонн). На автодорожной части планируется установить более 760 таких устройств.
На железнодорожной части моста антисейсмическое закрепление пролетов иное, оно предусмотрено за счет выполнения неподвижных и линейно-подвижных опорных частей, так что при землетрясении сейсмические силы передаются на промежуточные опоры.
Шок-трансмиттеры – один из элементов защиты Крымского моста от сейсмического воздействия. Весь проект запроектирован с учетом потенциально возможных мощных землетрясений в регионе.
Фактически антисейсмические решения начинаются уже с самой конструктивной схемы мостового сооружения, это сравнительно короткие пролеты в 55-63 м и, соответственно, большое количество опор (288 под автодорогу и 307 под железную дорогу). Устойчивость конструкций обеспечивают и фундаменты опор, которые состоят не только из вертикальных свай, но и из наклонных, которые способны более эффективно воспринимать горизонтальное сейсмическое воздействие.
Разработке проекта предшествовали детальные инженерные изыскания, которые позволили ученым значительно расширить базу знаний о сейсмической активности в Керченско-Таманском регионе.
Для определения интенсивности сейсмического воздействия на мостовой переход привлекался Институт физики Земли РАН. Еще летом 2014 года в рамках подготовки к проектированию Крымского моста Институт развернул сейсмическую сеть – как на берегах Керченского пролива (сухопутные станции), так и в акватории (донные станции), - которая позволила исследовать сейсмичность локально, непосредственно в районе будущего строительства. В результате была составлена сводная карта зон возможных очагов землетрясений для ближнего региона строительства, определены зоны вне таких очагов, но с возможностью возникновения землетрясений рассеянной сейсмичности. При проведении изысканий были определены свойства грунтов с точки зрения распространения сейсмических волн.
Специалисты выполнили сейсмическое микрорайонирование – по сути, определили значение сейсмической интенсивности непосредственно вдоль трассы моста – на каждом участке с учетом его геологических особенностей. В процессе этой работы была уточнена суммарная сейсмическая интенсивность, которая меняется по длине мостового сооружения от 8 до 9 баллов. Для каждого участка трассы определили модели грунтовых толщ и рассчитали их частотные характеристики. В МГУ имени Ломоносова провели динамические испытания грунтов: определили их физические и прочностные свойства при возможном сейсмическом воздействии.
По результатам изысканий были разработаны необходимые проектные решения, которые сейчас реализовываются в строительстве.
Источник: most.life